07.03.2024
Время прочтения: 5 минут
Автор: Алиса Козлова
Просмотры:
Подоходный налог является одним из важнейших элементов налоговой системы, определяя финансовые отношения граждан и государства. В 2024 году в Республике Беларусь произошли изменения, затрагивающие способы исчисления и уплаты данного налога. В данной статье мы рассмотрим основные изменения, вступившие в силу в указанный период.
Основные изменения в исчислении и уплате подоходного налога в 2024 году
- Увеличение суммы доходов от проведения рекламных мероприятий. Согласно пункту 2.19 параграфа 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь, сумма доходов, полученных от распространения товаров, работ или услуг в рамках рекламных мероприятий, увеличена с 186 до 208 белорусских рублей за каждую выплату такого дохода.
- Исключение доходов от передачи арендного жилья в собственность. Согласно пункту 2.281 параграфа 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь, в список объектов налогообложения подоходным налогом теперь не включаются доходы от передачи арендного жилья в собственность безвозмездно военнослужащим, членам их семей, а также лицам, проходящим службу в государственных органах.
- Отмена налоговых льгот в случае неправомерного удержания и неперечисления налога. Согласно пункту 81 статьи 199 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговые льготы, предусмотренные статьями 208–212, не применяются в случае установления факта неправомерного неудержания и неперечисления подоходного налога налоговым агентом.
Регистрация ООО
Услуги по регистрации ООО от 90 BYN. Подготовка документов и полное сопровождение юриста на всех этапах создания ООО. Откроем Ваш бизнес за 1 день!
- Установка ставки подоходного налога в размере 25% на доходы физических лиц, полученные от различных источников внутри страны. Это включает доходы от дивидендов, оплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, где сумма дохода за календарный год превышает 200 000 белорусских рублей. Налоговая база определяется излишком суммы дохода над установленным порогом и подлежит исчислению налоговым органом на основе предоставленной декларации физического лица за отчетный период. На данную сумму не распространяются льготы и вычеты (см. п. 8 ст. 214, ч. 2 п. 82 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Применение ставки в размере 13% для доходов физических лиц. Данная поправка действует при условии, если доходы физ лиц не превышают либо равны 200 000 белорусским рублей за календарный год, если ставка подоходного налога установлена в 25% (см. ч. 1 п. 82 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Изменения в определении налоговой базы для индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую и нотариальную деятельность, понятие «внереализационные доходы» было исключено, что упрощает учет.
- Изменения в определении доходов предпринимателей и натариусов. Доходами от предпринимательской и нотариальной деятельности признаются:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг)
- иные доходы, уменьшенные на сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки (см. п. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь). Установлены особенности определения этих доходов (см. п. 3, п. 4, п. 8 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Учет доходов индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Отныне доходы от предпринимательской и нотариальной деятельности учитываются налоговыми органами на дату фактического получения. Это означает, что доходы подлежат налогообложению в соответствии с принципом оплаты, предусмотренным статьей 213 Налогового кодекса Республики Беларусь. Дополнительно, денежные средства, полученные в виде аванса, задатка или предварительной оплаты, признаются доходами по мере отгрузки товаров или выполнения работ и услуг, что определяется принципом начисления, описанным в статье 205 данного кодекса.
- Учет возврата товаров и имущественных прав. Возврат товаров, отказ от выполненных работ или оказанных услуг, а также уменьшение цены товаров, работ и услуг, должны учитываться в отчетном периоде, в котором произошли указанные события. Однако, есть исключения: если доход уже был включен в налоговую базу, уменьшение доходов происходит в последующих отчетных периодах, в соответствии с пунктом 6 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь.
- Расходы, учитываемые при определении налоговой базы. В данном разделе урегулированы расходы индивидуальных предпринимателей и нотариусов, которые учитываются при исчислении налоговой базы, в соответствии с пунктами 9-12, 14, 16-22 и 24 статьи 205 Налогового Кодекса Республики Беларусь.
- Увеличение суммы освобожденных от налога доходов. В 2024 году увеличены суммы доходов, освобожденных от подоходного налога, полученных от физических лиц по договорам, не связанным с предпринимательской деятельностью. Например, сумма освобождения при дарении или по договору ренты бесплатно увеличилась с 9338 белорусских рублей до 10 431 белорусских рублей (п. 22 ст. 208 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Увеличение суммы освобожденных от налога доходов, не являющихся вознаграждениями за труд. Также увеличены суммы доходов, не подлежащих налогообложению и не являющихся вознаграждениями за трудовые или иные обязанности. Например, сумма освобождения в виде материальной помощи, подарков и призов увеличилась с 2821 белорусского рубля до 3151 белорусского рубля для организаций и с 186 белорусских рублей до 208 белорусских рублей для других организаций и индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
- Изменение размера доходов, которые освобождаются от уплаты подоходного налога в виде оплаты страховых услуг страховых организаций. Теперь эти доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, увеличены с 4830 белорусских рублей до 5395 белорусских рублей от каждого источника в течение календарного года (ссылка на пункт 24 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Повышение размера доходов, освобождаемых от подоходного налога в виде безвозмездной помощи и благотворительных взносов. Теперь эти доходы увеличены с 18 660 белорусских рублей до 20 843 белорусских рублей в сумме от всех источников в течение календарного года (ссылка на пункт 29 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Увеличение сумм освобожденных от подоходного налога доходов, не являющихся вознаграждениями за трудовую деятельность. Теперь сумма этих доходов, включая материальную помощь, подарки, оплату стоимости путевок, получаемых от профсоюзных организаций, увеличена с 1200 белорусских рублей до 1340 белорусских рублей в денежной и натуральной формах от каждой профсоюзной организации в течение календарного года (ссылка на пункт 38 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Включение в налоговую базу подоходного налога доходов ИП от сдачи вторичного сырья организациям или индивидуальным предпринимателям. Этот пункт основывается на части 2 пункта 42 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь и устанавливает перечень таких доходов, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь.
- Освобождение от подоходного налога с физических лиц доходов, полученных в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором купли-продажи, предусматривающим оплату цены в рассрочку (согласно п. 611 ст. 208 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Также были увеличены размеры стандартных налоговых вычетов (согласно п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Поможем решить любую задачу
- Новым видом стандартного налогового вычета стал вычет для молодых специалистов и молодых рабочих (служащих) в размере 620 белорусских рублей в месяц. Этот вычет предоставляется на протяжении установленного срока обязательной работы по распределению, но не более 7 лет с даты трудоустройства (согласно подп. 1.4 п. 1, п. 41 ст. 209 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Предел дохода за календарный квартал для применения стандартного налогового вычета на себя для индивидуальных предпринимателей, не имеющих основного места работы (службы, учебы), был увеличен с 2835 до 3167 белорусских рублей (согласно ч. 5 п. 2 ст. 209 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Имущественный налоговый вычет на расходы по приобретению оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых при строительстве жилья, не предоставляется в случае, если строительство осуществляется без привлечения застройщика или подрядчика (согласно ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Одним из ключевых моментов в расчете подоходного налога является дата фактического получения дохода. Согласно пункту 1.13 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Республики Беларусь, в случае невозможности определить точную дату получения дохода, она определяется как последний день месяца, в котором этот доход был получен. Это применяется к доходам, не связанным с предпринимательской деятельностью, если обнаружено неправомерное невычетание или неперечисление подоходного налога.
- На 2024 год установлена ставка подоходного налога в размере 30% на доходы индивидуальных предпринимателей от предпринимательской деятельности, превышающие 500 000 белорусских рублей нарастающим итогом с начала календарного года. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 214 Налогового кодекса.
- Представительства международных организаций и межгосударственных образований, находящиеся на территории Республики Беларусь, могут выполнять обязанности налоговых агентов в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 216 Налогового кодекса.
- Налоговые агенты обязаны перечислять суммы подоходного налога с физических лиц в бюджет не позднее первого дня месяца, следующего за месяцем фактического получения дохода. Это также применяется в случае обнаружения неправомерного невычета и неперечисления налога, как описано в абзаце 10 части 1 пункта 6 статьи 216 Налогового кодекса.
В результате введения изменений в исчислении и уплате подоходного налога в 2024 году в Республике Беларусь, стало ясно, что данный налог продолжает оставаться ключевым инструментом регулирования финансовых отношений между гражданами и государством. Обсуждаемые изменения привносят новые методы и принципы, которые должны способствовать более справедливому и эффективному функционированию налоговой системы. В свете текущих перемен, подобные шаги направлены на улучшение экономической стабильности и социальной справедливости в стране. Подоходный налог остается неотъемлемой частью фискальной политики, и внесенные изменения представляют собой значимый шаг в направлении совершенствования этой важной составляющей налоговой системы.
Понравилась статья?
Пожалуйста, оставьте вашу реакцию
Добавить комментарий