Как составить бизнес план
#Инфоцентр#Бизнес#Дело с нуля

Как составить бизнес план

61

Бизнес-план — это документ, который имеет четкую структуру. В нем отражаются идеи, задачи, цели компании, а также план и срок реализации проекта. Планирование помогает выстраивать прогнозы, стратегии, вести деятельность эффективно. Оно дает возможность оценить прибыльность предприятия и понять, есть ли смысл запускать дело или регистрацию бизнеса стоит отложить.

Расскажем, для чего проводится бизнес-проектирование, какие его виды бывают, как составить бизнес-план и избежать распространенных ошибок.

Что такое бизнес-план

Это документ, в котором приведен порядок развития проекта или компании и перечислены вероятные риски. В нем отражены:

  • данные об идее и фирме;
  • информация об услугах и продуктах, которые предлагает организация;
  • результаты маркетингового анализа;
  • финансовые расчеты.

Изложенное дополняют таблицами, графиками, схемами, фотографиями.

Для чего применяется планирование

Бизнес-план стоит написать как начинающим, так и предпринимателям с опытом. Таким образом можно предусмотреть вероятные проблемы и снизить риски. В некоторых случаях подсчеты демонстрируют неэффективность идеи и нецелесообразность вложения в нее денег.

Расчеты помогают в выборе ниши, налоговой системы — единый налог, ОСН, УСН (с января 2022 г. применяется только упрощенная система без НДС; налог на добавленную стоимость при УСН отменен).

В некоторых ситуациях бизнес-план является обязательным требованием. Например, для презентации проекта инвесторам, получения банковского займа, поиска партнера для продажи доли в фирме. Нужно понимать, из чего состоит бизнес-план и как его корректно написать, чтобы не поступил отказ в финансировании.

Бизнес-план дает возможность оценить перспективы действующей организации, провести мероприятия по маркетингу.

Что такое бизнес-план

Какие виды бизнес-плана можно составить

Классификация основывается на целях проектирования. Выделяется 5 основных типов:

  1. для тестирования идеи перед запуском дела. Содержит подробные расчеты, прогноз расходов, финансовый план. Если выявится нерентабельность модели, ее потребуется скорректировать;
  2. масштабирования предприятия, когда существующий бизнес не развивается. Планирование способствует выявлению неизвестных ранее потребностей аудитории или инструментов продвижения;
  3. получения кредита в банке. Кредитные организации готовы предоставить крупные суммы только при наличии бизнес-плана. Особое внимание уделяется финансовому положению компании (доходу, наличию имущества и долгов, прогнозу выручки, смете). У каждого банка могут быть свои требования к тому, как написать документ;
  4. поиска инвесторов. Необходимо продемонстрировать окупаемость и эффективность дела, подробно описать стратегию на ближайшие годы. Бизнес-план составляется по UNIDO (международным стандартам, разработанным ООН);
  5. получения контрактов и субсидий от государства. Для каждой программы предусмотрены свои требования, как составить бизнес-план. В случае несоблюдения структуры заявку на грант отклонят.

Еще один вид плана, который часто применяется, — антикризисный. Его целью является поиск выхода из сложной ситуации. Его требуется составить, если фирма находится на грани банкротства, ей грозит судебное разбирательство, насильственное поглощение.

Как написать бизнес-план

Документ включает следующие блоки:

  • Титульный лист.
  • Резюме.
  • Сведения о компании.
  • Маркетинговый анализ.
  • Менеджмент и организация.
  • Экономические показатели.
  • Характеристики продукта.
  • Маркетинговая стратегия и продажи.
  • Способы финансирования.
  • Прогнозирование вероятных рисков и гарантий.

В последнем разделе содержится перечень приложений.

Титульный лист

На первой странице должно быть указано наименование организации и идеи, контакты владельцы фирмы, дата и место разработки плана (может не совпадать с регионом ведения бизнеса).

Резюме

В блоке кратко излагаются сведения о проекте и предприятии, перечисляются основания считать идею успешной. Стартап вносит информацию о потребностях аудитории и способах их удовлетворить. Работающая организация — о целях, финансовом положении, точке роста.

Приводятся методы рекламы и продажи продукции, указывается, сколько средств понадобится и откуда планируется их получить. Здесь нужно описать прогноз окупаемости и прибыли.

В резюме надо отобразить:

  • название проекта;
  • контакты фирмы;
  • сведения об инициаторе идеи;
  • цель, миссию, задачу проекта;
  • прогнозируемый результат деятельности;
  • размер необходимого капитала и соотношение собственных средств к заемным;
  • условия предоставления финансов (процентная ставка, срок, график выплат);
  • дату завершения проекта;
  • точку окупаемости;
  • финмодель.

Этот раздел рекомендуется писать в последнюю очередь, когда будут изучены данные из остальных блоков и сформировано четкое понимание, что такое бизнес-план и как его составить.

Данные о фирме

Отражаются детальные сведения о деятельности, перспективах, стратегии, преимуществах перед конкурентами, миссии и принципах.

Маркетинговый анализ

Подробное описание отрасли, в которой юрлицо работает либо собирается функционировать. Приводятся тенденции развития, особенности и объем рынка. Выявляются главные конкуренты, определяется предполагаемая доля фирмы на рынке, ее доходность и система ценообразования.

С целью изучения конкурентов стоит посетить их сайты, группы в соцсетях, прочесть отзывы клиентов. Так можно понять, на что потребители жалуются, чего им не хватает.

Значимыми критериями при анализе аудитории являются демографические и социальные факторы (возраст, регион проживания, пол, профессия, образование), а также интересы, доход и способ, которым она получает информацию.

Производство

Надо написать все, что имеет отношение к изготовлению продукции:

  • места приобретения сырья и товаров для перепродажи;
  • какое помещение понадобится;
  • требующееся оборудование;
  • размер штата, компетенции и задачи сотрудников;
  • как будет функционировать служба логистики.

Основываясь на прогнозе, в производственном плане указывают количество продукции, которое будет изготавливаться в первые несколько месяцев. Даже если теория будет отличаться от реальности, она все равно даст ориентир при постановке целей.

Менеджмент и организация

Указывается правовая форма, реквизиты, форма собственности, количество работников, акционеры, управляющий персонал, подразделения, которые планируется открыть.

Финансовые показатели

Представлены основные расчеты, траты, которые понадобятся на подготовительном и основном этапах. Можно составить таблицу, где отражены доходы и расходы, отчет о прибыли и убытках.

Стоит включить в блок сведения о налоговых перечислениях, платежах по кредитным обязательствам и указать источники поступления средств.

Характеристики товара (услуги)

Описывается продукция, включая информацию об авторстве, патенте, коммерческой тайне, исследовательских работах. Акцент следует сделать на преимущества продукта. Желательно прикрепить образец или фотографию.

Маркетинговая стратегия и реализация

Указываются способы внедрения фирмы на рынок и тактика продвижения. Развитие может быть:

  • внутренним (расширение штата, деятельности);
  • горизонтальным (покупка другого предприятия, работающего в той же сфере);
  • вертикальным (приобретение активов).

Кроме того, нужно отразить сбытовую и кадровую стратегии. Охарактеризовать свою аудиторию, уникальное предложение компании. Написать, как будет формироваться цена, каким образом планируется осуществлять продвижение.

Необходимо учитывать, насколько платежеспособны потребители данного продукта, и оценивать товар с точки зрения покупателя.

Финансирование

Должно быть указано, какой бюджет требуется в настоящий момент и какие суммы понадобятся в будущем. Здесь учитываются расходы на аренду, инструмент, штат, сырье, логистику, ремонт.

Следует описать, откуда планируется получать инвестиции, как компания собирается потратить средства, когда и каким образом вернуть заем.

Прогнозирование рисков и гарантии

В блок включается отчетность по прошлым годам и финансовый прогноз. Рекомендуется прикладывать таблицы и графику для наглядности.

Анализ рисков позволит заблаговременно подготовиться к кризисным обстоятельствам, например:

  • падению спроса на продукцию;
  • низкому уровню прибыли;
  • проблемам с поставками;
  • воровству работников;
  • изменению условий размещения товара (при торговле на маркетплейсах).

Стоит быть готовым к любой из перечисленных ситуаций. Например, предприниматель открывает кофейню в расчете на то, что будет ввозить из другой страны уникальный напиток. Из-за санкций поставки оказались невозможны. Он мог заранее узнать, через какие государства можно доставлять кофе и избежать кризиса.

Приложения

Сюда включаются изображения, результаты изучения рынка, экспертные оценки, лицензии, документы. Также следует приложить дорожную карту, где указаны дополнения и сроки, в которые план можно пересматривать.

Что должно быть в бизнес-плане в разделе «Приложения»:

  • кредитная история;
  • фотографии продукции;
  • данные о лицах, занимающих ключевые посты;
  • рекомендации;
  • результаты маркетингового исследования;
  • публикации экспертов, заметки в СМИ;
  • документы юридического характера;
  • патенты, лицензии;
  • договора;
  • перечень бизнес-советников.

Приложения выносятся в отдельный раздел, чтобы не перегружать основные блоки. В них содержится объемная информация небольшой важности.

Как написать бизнес-план

Часто встречающиеся ошибки при составлении бизнес-плана

Человек, который ранее этого не делал, не сможет составить документ безупречно. Ниже перечислены наиболее распространенные ошибки:

  1. Неправильное оформление. Этот момент особенно важен, если план требуется для внешнего применения (например, привлечения средств либо получения кредита). При наличии неточностей он может быть объявлен некорректным, и в займе откажут.
  2. Слишком большой объем бизнес-плана. Оптимальное количество страниц — 25-50. Должны содержаться факты и выводы. В противном случае имеется вероятность, что его не дочитают до конца.
  3. Отсутствует информация о способе получения средств. Необходимо выбрать наиболее выгодный вариант получения денег, оценить платежеспособность компании и заложить обслуживание по кредиту в смету.
  4. Неподтвержденные данные. Важно знать, как правильно написать бизнес-план, и изложенное в нем документально подтвердить. Иначе потенциальный инвестор решит, что составитель плана оторван от реальности.
  5. Не приведен анализ фирм-конкурентов. Без этой части невозможно составить проект.
  6. Нет маркетингового исследования. Должно быть проведено исследование целевой аудитории, поставщиков сырья и оборудования, ценообразования, путей сбыта.

Отсутствие детального описания продукции тоже является ошибкой. Если такой товар уже есть на рынке, надо делать акцент на его преимуществах перед аналогичными.

Как делать бизнес-план лучше

В документ следует включить диаграммы, графики, фотографии и образцы. При первых переговорах инвесторы могут отказаться изучать все материалы. Графика поможет им быстро понять суть проекта и оценить целесообразность вложения денег. Таким образом можно отобразить прогнозируемый рост, ежемесячные продажи, распределение рынка.

Несколько советов для улучшения планирования:

  • Используйте больше конкретики (прогнозы выручки, статистику по целевой аудитории, экономические показатели).
  • Используйте поэтапное планирование. Мероприятия на первый год необходимо расписывать по месяцам, на второй — ежеквартально, третий и последующие — ежегодно.
  • Будьте реалистом. Цели должны быть достижимыми.

Заказать или составить бизнес-план самостоятельно

Никто не разбирается в деятельности лучше, чем ее инициатор. Однако неподготовленному человеку сложно охватить все нюансы, которые требуется отразить в документе.

Специалист знает, как правильно составить бизнес-план, что учесть и на чем акцентировать внимание. Но он не разбирается в особенностях конкретного дела, из-за чего может упустить важные детали. Наилучший вариант — совместная работа владельца фирмы и профессионала.

Бизнес-план отражает перспективы компании, стратегию ее продвижения, вероятные риски и пути выхода из кризиса. Документ нужен как для запуска деятельности, так и для привлечения внешних инвестиций. Без подробного, реалистичного планирования выстроить бизнес и получить деньги на его развитие невозможно.

Анна Голубева

Автор:

Анна Голубева

Должность: Юрист

Опыт работы: 8 лет

Понравилась статья?
Добавить комментарий
Для начала авторизируйтесь

Продолжая, Вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и подтверждаете, что прочли наше Положение о конфиденциальности и использовании файлов cookie.

#статьи

Разница между доходом, выручкой и прибылью

Подробнее
#статьи

Виды систем налогообложения для юридических лиц

Подробнее
#статьи

Отличие ЧУП от ООО в 2024 году

Подробнее
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей

Заполняя форму обратной связи, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности