14.12.2023
Время прочтения: 6 минут
Автор: Анна Смирнова
Просмотры:
Уже второй год подряд в Республике Беларусь претерпевает изменение Налоговый Кодекс.
2024 год не стал исключением, чему свидетельствует публикация на Национальном правовом интернет-портале от 06.10.2023: «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».
В данной статье подробно разберем, каких изменений в сфере налогообложения ожидать предпринимателям и юридическим лицам.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
К основным изменениям в НДС относятся:
- ИП лишат статуса плательщика НДС при совершении продаж товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав на территории Беларуси, исключая случаи избыточного взимания НДС в Электронном счете-фактуре (ЭСЧФ) и Предварительной учетной документации (ПУД) в соответствии с пунктом 7 статьи 129 Налогового кодекса (подпункт 6 пункта 47 и пункт 48 статьи 1 проекта закона). Таким образом, после вступления в силу этих изменений ИП будет запрещено использовать НДС.
- При электронных дистанционных продажах местом реализации товаров не считается территория Беларуси, если документы (информация), указанные в части 2 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 116 НК, подтверждают доставку товаров покупателям за пределы Беларуси (подпункт 7 пункта 50 статьи 1 проекта закона).
- Изменяется норма, касающаяся освобождения от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (пункт 52 статьи 1 проекта закона).
- Меняются подходы к определению налогооблагаемой базы НДС, особенно при реализации товаров ниже их стоимости приобретения и транспортных средств ниже контрактной или остаточной стоимости (пункт 53 статьи 1 проекта закона).
- Уточняется порядок определения дня выполнения работ (оказания услуг):
- он будет распространяться на обороты, подлежащие возмещению при аренде (лизинге), не являющиеся объектами налогообложения НДС;
- днем выполнения работы (оказания услуги) по разовым работам (услугам) считается день завершения, выполнения работы (оказания услуги) или последний день периода выполнения работы (оказания услуги), либо наиболее ранняя из дат, указанная в ПУД, если день завершения или период выполнения работы (оказания услуги) в ПУД не указаны (пункт 54 статьи 1 проекта закона).
- Устанавливаются сроки создания и направления в Портал ЭСЧФ при приобретении товаров у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей (ИП), состоящих на учете в налоговом органе Беларуси, при электронных дистанционных продажах, по которым белорусский покупатель имеет право на налоговый вычет сумм НДС. Иностранные ИП, состоящие на учете в налоговом органе Беларуси, не создадут ЭСЧФ при реализации электронных услуг для физических лиц (пункт 61 статьи 1 проекта закона).
- Изменены подходы к применению налоговых вычетов:
- налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на суммы НДС, ранее учтенные им по товарам (работам, услугам), имущественным правам в случаях безвозмездного получения средств из бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов (пункт 63 статьи 1 проекта закона);
- вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, местом реализации которых при электронных дистанционных продажах не считается территория Беларуси (пункт 63 статьи 1 проекта закона);
- при определении процента удельного веса для распределения налоговых вычетов не учитываются операции по реализации товаров плательщиком Республики Беларусь другому государству-члену ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, завершенную таможенной процедурой таможенного транзита, если перевозка этих товаров начата с территории Беларуси и завершена в другом государстве-члене ЕАЭС (пункт 64 статьи 1 проекта закона).
- Определен срок возврата плательщику из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС после проведения проверки. Возврат производится не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату (пункт 64 статьи 1 проекта закона).
- Вводятся обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг (товаров при электронных дистанционных продажах) предоставлять информацию в установленной форме в виде электронного документа в срок, установленный для представления налоговой декларации (расчета) по НДС, о поставщиках услуг (товаров) для покупателей в Республике Беларусь и их оборотах по реализации (пункты 68 и 69 статьи 1 проекта закона).
Услуги по регистрации ООО от 90 BYN. Подготовка документов и полное сопровождение юриста на всех этапах создания ООО. Откроем Ваш бизнес за 1 день!
Подоходный налог
К главным изменениям в исчислении и уплате подоходного налога в 2024 году относятся:
- Введен новый вид стандартного налогового вычета для молодых специалистов и молодых рабочих (служащих) в размере 620 рублей в месяц. Этот вычет предоставляется в течение установленного срока обязательной работы по распределению, но не более 7 лет с даты трудоустройства (абз.9-13 п.95 ст.1 законопроекта).
- Размеры стандартных налоговых вычетов увеличены (п.95 ст.1 законопроекта).
- Предел дохода за квартал для применения стандартного налогового вычета на себя для индивидуальных предпринимателей, не имеющих основного места работы (службы, учебы), увеличен до 3 167 рублей. Вместе с тем, увеличена сумма такого вычета (п.95 ст.1 законопроекта).
- Имущественный налоговый вычет на расходы по приобретению оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых при строительстве жилья, не предоставляется в случае, если строительство осуществляется без привлечения застройщика или подрядчика (п.97 ст.1 законопроекта).
- Установлена ставка налога в размере 25% на доходы физических лиц в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности) в совокупности, превышающие 200 тысяч рублей за календарный год. Исчисление такого налога из суммы превышения осуществляется налоговым органом на основании декларации, представленной физическим лицом за отчетный год. Льготы и вычеты к данной сумме не применяются (п.100 ст.1 законопроекта).
- Установлена ставка налога в размере 30% на доходы индивидуальных предпринимателей от предпринимательской деятельности, превышающие 500 тысяч рублей с нарастающим итогом с начала календарного года (п.100 ст.1 законопроекта).
Налог на прибыль
Налог на прибыль в 2024 году также претерпит немало существенных изменений, к которым относятся:
- Ставка налога на прибыль для белорусских организаций, у которых прибыль на текущий налоговый период превышает 25 млн рублей, установлена на уровне 25% в течение всего отчетного периода (согласно абзацу 3 пункта 85 статьи 1 предложенного законопроекта).
- Ставка налога на прибыль, полученную от продажи товаров собственного производства, включенных в список высокотехнологичных товаров, утверждаемый Правительством, увеличена с 5% до 10% (в соответствии с абзацем 4 пункта 85 статьи 1 предложенного законопроекта).
- Прибыль, полученная от реализации продуктов питания для детей раннего возраста облагается налогом в размере 5% (в соответствии с абзацем 6 пункта 85 статьи 1 предложенного законопроекта).
- Организациям предоставляется возможность исключить из состава внереализационных доходов стоимость объектов интеллектуальной собственности и/или имущественных прав на эти объекты, которые оказались излишними в результате инвентаризации и были приняты к бухгалтерскому учету в виде нематериальных активов в период с 2024 по 2026 год, в отношении которых была проведена независимая оценка со стороны организаций, занимающихся оценочной деятельностью, которые имеют право проводить независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения сделок и/или других юридически значимых действий в соответствии с пунктом 79 статьи 1 законопроекта.
- Расширен перечень внереализационных расходов для юридических лиц, включая расходы, связанные с предоставлением финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (согласно пункту 80 статьи 1 предложенного законопроекта).
Единый налог
С 2024 года измененяются ставки Единого налога для индивидуальных предпринимателей и других физических лиц. Уплата налога по новым ставкам будет осуществляться после 30.01.2024.
Налог на профдоход
Основные изменения по налогу на профессиональный доход в 2024 году:
- Изъяты из категории объектов, подлежащих обложению налогом на профессиональный доход, следующие виды доходов:
- Доходы, полученные от сдачи в субаренду имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
- Доходы, полученные физическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности, где заказчиками являются их наниматели или лица, являвшиеся их нанимателями менее трех лет назад (согласно пункту 167 статьи 1 предложенного законопроекта).
- Дополнен перечень оснований для прекращения применения профдохода по инициативе налогового органа: обнаружение фактов, свидетельствующих о том, что лица, не имеющие соответствующих полномочий, получили доступ к информационному обмену при использовании плательщиком особого режима налогообложения. В случае выявления таких фактов налоговым органом, применение налога на доходы физических лиц прекращается с момента выявления указанных обстоятельств (согласно пункту 168 статьи 1 предложенного законопроекта).
Транспортный налог
Изменения НК-2024 коснутся и транспортного налога, и вот основные из них:
- Изменятся тарифы на транспортный налог как на физических, так и на юридических лиц (согласно пункту 178 статьи 1 законопроекта).
- Тарифы на транспортный налог для транспортных средств повышенной комфортности, не старше 3 лет, будут рассчитываться с увеличением в 10 раз (согласно абзацу 3 пункта 141 статьи 1 законопроекта).
- Сублизингополучатель становится плательщиком транспортного налога для транспортных средств, переданных в сублизинг (согласно пункту 138 статьи 1 законопроекта).
- Плательщики-организации не смогут применять льготы по транспортному налогу при расчете и уплате авансовых платежей (согласно абзацу 5 пункта 141 статьи 1 законопроекта).
- Введено предварительное заполнение налоговыми органами налоговых деклараций по транспортному налогу для плательщиков-организаций (согласно абзацу 5 пункта 141 статьи 1 законопроекта).
- Срок вручения уведомлений физическим лицам о сумме подлежащего уплате транспортного налога перенесен на 1 октября (согласно абзацу 12 пункта 141 статьи 1 законопроекта).
- Также, на 10 января перенесен срок представления информации в налоговый орган организациями-лизингодателями о транспортных средствах, переданных другим организациям или физическим лицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019 года.
- Вводятся обязанности организаций-сублизингодателей предоставлять информацию в налоговые органы о транспортных средствах, переданных другим организациям или физическим лицам по договорам сублизинга:
- заключенным до 21.01.2019 года, если такие транспортные средства не выкуплены в собственность сублизингополучателями;
- заключенным до 21.01.2019 года, если транспортное средство выкуплено сублизингополучателем в собственность, но не зарегистрировано после выкупа в ГАИ на собственника;
- заключенным после 21.01.2019 года (согласно пункту 143 статьи 1 законопроекта).
Сбор за размещение (распространение) рекламы
С 2024 года вступят в силу следующие изменения в отношении сбора за размещение (распространение) рекламы:
- Физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, предоставляется право подавать отчеты в налоговые органы независимо от места их учета (места жительства) по сбору за размещение (распространение) рекламы (пункт 7 статьи 1 законопроекта, параграф 5).
- Вносятся изменения в методологию подсчета средней численности работников (включая инвалидов) для определения статуса организации, использующей труд инвалидов, как плательщика сбора за размещение (распространение) рекламы или нет (параграф 144 статьи 1 законопроекта).
Акцизы
С 2024 года будут изменены ставки акцизов для подакцизных товаров, согласно приложению 1 к НК (п.178 ст.1 законопроекта).
Ведение предпринимательской деятельности ИП
Индивидуальные предприниматели, у которых общий объем выручки превысит 500 тыс. рублей, смогут продолжить свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей только до конца текущего календарного года, в котором произошло указанное превышение. После этого им будет запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность в данном статусе. Для продолжения предпринимательской деятельности им необходимо будет зарегистрировать коммерческую организацию в соответствии со статьей 3 данного законопроекта.
Таким образом, Налоговый Кодекс РБ в 2024 претерпет существенные изменения, которые затронут различные сферы хозяйственной деятельности. Для получения более детальной информации и ответов на все Ваши вопросы, обратитесь к нам за бесплатной консультацией.
Пожалуйста, оставьте вашу реакцию