Изменения в НК РБ 2024
#Инфоцентр#Налогообложение

Проект изменений НК РБ в 2024 году с 01.01.2024

1 226

Уже второй год подряд в Республике Беларусь претерпевает изменение Налоговый Кодекс. 

2024 год не стал исключением, чему свидетельствует публикация на Национальном правовом интернет-портале от 06.10.2023: «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».

В данной статье подробно разберем, каких изменений в сфере налогообложения ожидать предпринимателям и юридическим лицам. 

Налог на добавленную стоимость (НДС)

К основным изменениям в НДС относятся: 


  1. ИП лишат статуса плательщика НДС при совершении продаж товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав на территории Беларуси, исключая случаи избыточного взимания НДС в Электронном счете-фактуре (ЭСЧФ) и Предварительной учетной документации (ПУД) в соответствии с пунктом 7 статьи 129 Налогового кодекса (подпункт 6 пункта 47 и пункт 48 статьи 1 проекта закона). Таким образом, после вступления в силу этих изменений ИП будет запрещено использовать НДС.
  2. При электронных дистанционных продажах местом реализации товаров не считается территория Беларуси, если документы (информация), указанные в части 2 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 116 НК, подтверждают доставку товаров покупателям за пределы Беларуси (подпункт 7 пункта 50 статьи 1 проекта закона).
  3. Изменяется норма, касающаяся освобождения от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (пункт 52 статьи 1 проекта закона).
  4. Меняются подходы к определению налогооблагаемой базы НДС, особенно при реализации товаров ниже их стоимости приобретения и транспортных средств ниже контрактной или остаточной стоимости (пункт 53 статьи 1 проекта закона).
  5. Уточняется порядок определения дня выполнения работ (оказания услуг):
    • он будет распространяться на обороты, подлежащие возмещению при аренде (лизинге), не являющиеся объектами налогообложения НДС;
    • днем выполнения работы (оказания услуги) по разовым работам (услугам) считается день завершения, выполнения работы (оказания услуги) или последний день периода выполнения работы (оказания услуги), либо наиболее ранняя из дат, указанная в ПУД, если день завершения или период выполнения работы (оказания услуги) в ПУД не указаны (пункт 54 статьи 1 проекта закона).
  6. Устанавливаются сроки создания и направления в Портал ЭСЧФ при приобретении товаров у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей (ИП), состоящих на учете в налоговом органе Беларуси, при электронных дистанционных продажах, по которым белорусский покупатель имеет право на налоговый вычет сумм НДС. Иностранные ИП, состоящие на учете в налоговом органе Беларуси, не создадут ЭСЧФ при реализации электронных услуг для физических лиц (пункт 61 статьи 1 проекта закона).
  7. Изменены подходы к применению налоговых вычетов:
    • налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на суммы НДС, ранее учтенные им по товарам (работам, услугам), имущественным правам в случаях безвозмездного получения средств из бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов (пункт 63 статьи 1 проекта закона);
    • вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, местом реализации которых при электронных дистанционных продажах не считается территория Беларуси (пункт 63 статьи 1 проекта закона);
    • при определении процента удельного веса для распределения налоговых вычетов не учитываются операции по реализации товаров плательщиком Республики Беларусь другому государству-члену ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, завершенную таможенной процедурой таможенного транзита, если перевозка этих товаров начата с территории Беларуси и завершена в другом государстве-члене ЕАЭС (пункт 64 статьи 1 проекта закона).
  8. Определен срок возврата плательщику из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС после проведения проверки. Возврат производится не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату (пункт 64 статьи 1 проекта закона).
  9. Вводятся обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг (товаров при электронных дистанционных продажах) предоставлять информацию в установленной форме в виде электронного документа в срок, установленный для представления налоговой декларации (расчета) по НДС, о поставщиках услуг (товаров) для покупателей в Республике Беларусь и их оборотах по реализации (пункты 68 и 69 статьи 1 проекта закона).
Регистрация ООО

Услуги по регистрации ООО от 90 BYN. Подготовка документов и полное сопровождение юриста на всех этапах создания ООО. Откроем Ваш бизнес за 1 день!

Регистрация ООО в Минске

Подоходный налог

К главным изменениям в исчислении и уплате подоходного налога в 2024 году относятся: 


  1. Введен новый вид стандартного налогового вычета для молодых специалистов и молодых рабочих (служащих) в размере 620 рублей в месяц. Этот вычет предоставляется в течение установленного срока обязательной работы по распределению, но не более 7 лет с даты трудоустройства (абз.9-13 п.95 ст.1 законопроекта).
  2. Размеры стандартных налоговых вычетов увеличены (п.95 ст.1 законопроекта).
  3. Предел дохода за квартал для применения стандартного налогового вычета на себя для индивидуальных предпринимателей, не имеющих основного места работы (службы, учебы), увеличен до 3 167 рублей. Вместе с тем, увеличена сумма такого вычета (п.95 ст.1 законопроекта).
  4. Имущественный налоговый вычет на расходы по приобретению оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых при строительстве жилья, не предоставляется в случае, если строительство осуществляется без привлечения застройщика или подрядчика (п.97 ст.1 законопроекта).
  5. Установлена ставка налога в размере 25% на доходы физических лиц в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности) в совокупности, превышающие 200 тысяч рублей за календарный год. Исчисление такого налога из суммы превышения осуществляется налоговым органом на основании декларации, представленной физическим лицом за отчетный год. Льготы и вычеты к данной сумме не применяются (п.100 ст.1 законопроекта).
  6. Установлена ставка налога в размере 30% на доходы индивидуальных предпринимателей от предпринимательской деятельности, превышающие 500 тысяч рублей с нарастающим итогом с начала календарного года (п.100 ст.1 законопроекта).

Налог на прибыль 

Налог на прибыль в 2024 году также претерпит немало существенных изменений, к которым относятся: 


  1. Ставка налога на прибыль для белорусских организаций, у которых прибыль на текущий налоговый период превышает 25 млн рублей, установлена на уровне 25% в течение всего отчетного периода (согласно абзацу 3 пункта 85 статьи 1 предложенного законопроекта).
  2. Ставка налога на прибыль, полученную от продажи товаров собственного производства, включенных в список высокотехнологичных товаров, утверждаемый Правительством, увеличена с 5% до 10% (в соответствии с абзацем 4 пункта 85 статьи 1 предложенного законопроекта).
  3. Прибыль, полученная от реализации продуктов питания для детей раннего возраста облагается налогом в размере 5% (в соответствии с абзацем 6 пункта 85 статьи 1 предложенного законопроекта).
  4. Организациям предоставляется возможность исключить из состава внереализационных доходов стоимость объектов интеллектуальной собственности и/или имущественных прав на эти объекты, которые оказались излишними в результате инвентаризации и были приняты к бухгалтерскому учету в виде нематериальных активов в период с 2024 по 2026 год, в отношении которых была проведена независимая оценка со стороны организаций, занимающихся оценочной деятельностью, которые имеют право проводить независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения сделок и/или других юридически значимых действий в соответствии с пунктом 79 статьи 1 законопроекта.
  5. Расширен перечень внереализационных расходов для юридических лиц, включая расходы, связанные с предоставлением финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (согласно пункту 80 статьи 1 предложенного законопроекта).

Единый налог

С 2024 года измененяются ставки Единого налога для индивидуальных предпринимателей и других физических лиц. Уплата налога по новым ставкам будет осуществляться после 30.01.2024. 

Поможем решить любую задачу
Смирнова Анна Михайловна
Главный бухгалтер

Налог на профдоход

Основные изменения по налогу на профессиональный доход в 2024 году: 


  1. Изъяты из категории объектов, подлежащих обложению налогом на профессиональный доход, следующие виды доходов:
    • Доходы, полученные от сдачи в субаренду имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
    • Доходы, полученные физическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности, где заказчиками являются их наниматели или лица, являвшиеся их нанимателями менее трех лет назад (согласно пункту 167 статьи 1 предложенного законопроекта).
  2. Дополнен перечень оснований для прекращения применения профдохода по инициативе налогового органа: обнаружение фактов, свидетельствующих о том, что лица, не имеющие соответствующих полномочий, получили доступ к информационному обмену при использовании плательщиком особого режима налогообложения. В случае выявления таких фактов налоговым органом, применение налога на доходы физических лиц прекращается с момента выявления указанных обстоятельств (согласно пункту 168 статьи 1 предложенного законопроекта).

Транспортный налог

Изменения НК-2024 коснутся и транспортного налога, и вот основные из них:


  1. Изменятся тарифы на транспортный налог как на физических, так и на юридических лиц (согласно пункту 178 статьи 1 законопроекта). 
  2. Тарифы на транспортный налог для транспортных средств повышенной комфортности, не старше 3 лет, будут рассчитываться с увеличением в 10 раз (согласно абзацу 3 пункта 141 статьи 1 законопроекта).
  3. Сублизингополучатель становится плательщиком транспортного налога для транспортных средств, переданных в сублизинг (согласно пункту 138 статьи 1 законопроекта). 
  4. Плательщики-организации не смогут применять льготы по транспортному налогу при расчете и уплате авансовых платежей (согласно абзацу 5 пункта 141 статьи 1 законопроекта).
  5. Введено предварительное заполнение налоговыми органами налоговых деклараций по транспортному налогу для плательщиков-организаций (согласно абзацу 5 пункта 141 статьи 1 законопроекта). 
  6. Срок вручения уведомлений физическим лицам о сумме подлежащего уплате транспортного налога перенесен на 1 октября (согласно абзацу 12 пункта 141 статьи 1 законопроекта).
  7. Также, на 10 января перенесен срок представления информации в налоговый орган организациями-лизингодателями о транспортных средствах, переданных другим организациям или физическим лицам по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным до 21.01.2019 года. 
  8. Вводятся обязанности организаций-сублизингодателей предоставлять информацию в налоговые органы о транспортных средствах, переданных другим организациям или физическим лицам по договорам сублизинга:
    • заключенным до 21.01.2019 года, если такие транспортные средства не выкуплены в собственность сублизингополучателями;
    • заключенным до 21.01.2019 года, если транспортное средство выкуплено сублизингополучателем в собственность, но не зарегистрировано после выкупа в ГАИ на собственника;
    • заключенным после 21.01.2019 года (согласно пункту 143 статьи 1 законопроекта).

Сбор за размещение (распространение) рекламы

С 2024 года вступят в силу следующие изменения в отношении сбора за размещение (распространение) рекламы: 


  1. Физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, предоставляется право подавать отчеты в налоговые органы независимо от места их учета (места жительства) по сбору за размещение (распространение) рекламы (пункт 7 статьи 1 законопроекта, параграф 5).
  2. Вносятся изменения в методологию подсчета средней численности работников (включая инвалидов) для определения статуса организации, использующей труд инвалидов, как плательщика сбора за размещение (распространение) рекламы или нет (параграф 144 статьи 1 законопроекта).

Акцизы

С 2024 года будут изменены ставки акцизов для подакцизных товаров, согласно приложению 1 к НК (п.178 ст.1 законопроекта).

Ведение предпринимательской деятельности ИП

Индивидуальные предприниматели, у которых общий объем выручки превысит 500 тыс. рублей, смогут продолжить свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей только до конца текущего календарного года, в котором произошло указанное превышение. После этого им будет запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность в данном статусе. Для продолжения предпринимательской деятельности им необходимо будет зарегистрировать коммерческую организацию в соответствии со статьей 3 данного законопроекта.


Таким образом, Налоговый Кодекс РБ в 2024 претерпет существенные изменения, которые затронут различные сферы хозяйственной деятельности. Для получения более детальной информации и ответов на все Ваши вопросы, обратитесь к нам за бесплатной консультацией. 

Анна Смирнова

Автор:

Анна Смирнова

Должность: Главный бухгалтер

Опыт работы: 13 лет

Понравилась статья?
Добавить комментарий
Для начала авторизируйтесь

Продолжая, Вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и подтверждаете, что прочли наше Положение о конфиденциальности и использовании файлов cookie.

#статьи

Виды систем налогообложения для юридических лиц

Подробнее
#статьи

Как открыть ООО в Беларуси?

Подробнее
#статьи

ТОП-30 актуальных в 2024 году бизнес идей с минимальными вложениями

Подробнее
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей

Заполняя форму обратной связи, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности