Руководитель несет повышенную ответственность по сравнению с обычными сотрудниками, включая материальную ответственность за ущерб, причиненный имуществу организации, а также субсидиарную ответственность в случае вины в финансовых проблемах компании, приведших к банкротству.
Естественно, что новопришедшему лицу, занимающему должность руководителя компании, следует обеспечить возможность должным образом взять под контроль текущие дела, чтобы избежать возможных претензий, связанных с предыдущей деятельностью директора.
При необходимости смены директора следует выполнить ряд действий, чтобы соблюсти формальные требования законодательства и предотвратить несанкционированные действия утратившего полномочия руководителя.
Заполните поля формы и получите бесплатную консультацию по вопросам регистрации вашего бизнеса. Ответим на все интересующие вопросы и зарегистрируем бизнес любого масштаба в срок от 1 дня.
Заполняя форму обратной связи, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Для корректного проведения процедуры замены директора, специалисты Центра регистрации бизнеса предлагают следовать следующему алгоритму
Увольнение действующего руководителя
Причины смены могут быть различными, от истечения срока контракта до серьезных нарушений трудового законодательства. Решение об увольнении должно быть надлежаще оформлено в соответствии с организационно-правовой формой. В случае унитарного предприятия – решением собственника имущества, а в хозяйственном обществе – протоколом общего собрания участников (акционеров). Решение о смене руководителя должно включать:
Принятие решения о приеме нового руководителя
В зависимости от организационно-правовой формы компании, решение о приеме директора принимается собственником имущества или на общем собрании участников (акционеров). После заключения трудового договора, необходимо издать приказ о приеме на работу, подписываемый пришедшим руководителем, и оформить кадровые документы.
Организация приема-передачи дел и документов
У руководителя обычно хранятся важные документы компании. Для правильной передачи необходимо составить акт приема-передачи. Передача должна осуществляться представителю компании – уполномоченному лицу или собственнику имущества.
Организация и проведение инвентаризации
Инвентаризация, проведенная до смены руководителя, не является обязательной, но может помочь выявить недостачу имущества. Для этого создается комиссия, в которую входят представители разных подразделений. Присутствие уходящего руководителя обязательно.
Выплата компенсаций и пособий при смене директора
Согласно действующему законодательству, предусмотрены обязательные выплаты для работников, включая директора, покидающих свою должность. Одной из таких выплат является компенсация неиспользованного трудового отпуска. Денежная компенсация за трудовой отпуск выплачивается пропорционально отработанному времени, если работник не отработал года. Выходные пособия выплачиваются в следующих случаях:
Уведомления о смене руководителя
Смена руководителя – важный этап, требующий обязательных уведомлений третьих лиц. В течение 10 дней с момента назначения руководителя, исполнительный комитет (исполком) уведомляется о данном факте.
Также необходимо немедленно уведомить обслуживающий банк компании и в течение месяца оформить в банке новую карточку с образцами подписей и печати.
Если действующие договоры предусматривают уведомление контрагентов о смене руководителя, следует разослать такие уведомления в свободной форме в течение установленного срока.
Помимо этого, рекомендуется
Специалисты ООО “Центр регистрации бизнеса” обеспечат комплексное сопровождение услуги по смене директора на каждом ее этапе и ответят на все Ваши вопросы в ходе бесплатной консультации. Вам необходимо лишь связаться с нами, оставив заявку на сайте или набрав нас по номеру телефона.
Чтобы заказать регистрацию бизнеса на территории Республики Беларусь, достаточно связаться с юристами нашего центра по телефону, на сайте или по E-mail.
Отсутствие директора в организации влечет приостановление ее деятельности, для недопущения такой ситуации вместе со снятием с должности старого директора должен быть назначен новопришедший.
Общее собрание или собственник заключает с пришедшим директором трудовой договор, определяет срок его полномочий и составляет его личное дело.
В ситуации, когда старый директор не уволен, а ушел в декрет, то новопришедший директор назначается до выхода из отпуска по уходу за ребенком старого директора.
По итогу принятия решения о назначении нового директора и подписания с ним трудового договора – издается приказ.
Трудовой договор и приказ может быть подписан председателем общего собрания, другим его членом, который уполномочен это делать, членом наблюдательного совета, если это предусмотрено в уставе или собственником имущество в случае работы в унитарном предприятии.
Дата принятия нового директора не должна быть раньше даты увольнения предыдущего, так как двух директоров в организации быть не может
Регистрирующий орган должен быть уведомлен о смене директора в обязательном порядке. На это дается 10 рабочих дней с момента увольнения директора, а также предусмотрена специальная форма и порядок уведомления. Допускается уведомление регистрирующего органа в электронном формате с использованием портала ЕГР.
Данная норма не распространяется на банки, иные кредитные организации и страховые организации.
Помимо уведомления регистрирующего органа уместным будет уведомить и другие государственные органы, которые могут быть в этом заинтересованы.
Конкретная обязанность нанимателя осуществлять уведомление различных государственных органов не закреплена. К заинтересованным органам можно отнести налоговые органы, ФСЗН, органы статистики и Белгосстрах по месту постановки на учет плательщика.
К уведомлению прилагают копии приказа о назначении нового директора, решения общего собрания о назначении нового директора, контракта, заключенного с новым директором, уведомления регистрирующего органа.
Законодательством также не установлена обязанность уведомлять о смене руководства своих контрагентов. Однако в некоторых договорах с контрагентами может содержаться такая обязанность. В таком случае следует письменно уведомить контрагентов о назначении нового руководителя.
После вступления в должность вновь назначенный директор должен обратиться в обслуживающий банк с целью изменения карточки с образцами подписей.
Также рекомендуется уведомить всех остальных контрагентов о смене руководителя, чтобы впоследствии не тратить время на переоформление полученной от них документации.
Директор (или управляющий, управляющая организацией) представляет собой исполнительный орган, который самостоятельно осуществляет управление деятельностью организации. Он заключает сделки, управляет денежными средствами и имуществом организации, а также принимает решения о приеме и увольнении сотрудников.